ПЕТРОГЛИФЫ (от греч. petros – камень и glyphё – резьба), п и с а н и ц ы, н а с к а л ь н ы е и з о б р а ж е н и я, древние (от неолита до средневековья) изображения на скалах и отдельных камнях, связанные с религиозными представлениями их создателей. П. выявлены в бас. всех основных заб. рек: Чикоя – Горанково, Гутайский Грот, Церковка, Хилка – Гыршелунский Камень, Кукунская Гора, Шаман-Гора, Унго, Ингоды – Сухотинский Камень, Каменное Ущелье, Смоленские Скалы, Онона – Барун-Челутай, Доно, Кирочи, Храм-Ворота, Шилки – Бутиха, Джалинда, Кара, Джалинда, Кара, Аргуни – Бырка, Кондуй, Малый Улистай, Могойтуй, Маргуцек, Казачий, Чары – Ималык-1, -2, Кегей, Сень, Амазара – Утени; обнаружены также на бессточных тер. – Бараун-Кондуй-1–3, Копчил. Различаются по сюжетам и технике исполнения. Нередко на одной поверхности встречаются изображения, относящиеся к разным эпохам. Большинство П. выполнены красной охрой различных оттенков, реже желтой. «Холстами» для древних художников служили ровные участки скальной поверхности. Как правило, рисунки наносились на плоскости с отрицательным наклоном или под карнизом. Плоскости с изображениями обращены преимущественно к югу, иногда к вост. или зап., благодаря чему имели яркое солнечное освещение. Часто рядом с П. располагались жертвенники и погребения. К числу наиболее древних писаниц, датируемых эпохой неолита, относится Шаман-Гора, где изображена сцена лучной охоты на лесных бизонов. Неолиту также принадлежат самые северные заб. П. Сень, Ималык-1, -2, расположенные на р. Чара. Наибольшее распространение П. получили в эпоху бронзы и раннего железа. Чаще всего человек рисовал красной охрой изображения в виде кругов и прямоугольников. Внутри или рядом наносились небольшие овальные пятна, кресты, стилизованные звериные и человеческие фигуры. Фигурки людей иногда стоят в ряд, взявшись за руки. Очень часты изображения хищных птиц с распростертыми крыльями. Встречаются также П. эпохи средневековья. На рр. Джида, Селенга известны П., выполненные желтой краской. Они отличаются от более ранних рисунков сюжетом и стилем. На них изображены конные воины в своеобразных остроконечных головных уборах, кони украшены кистями и султанами. Здесь же представлены фигурки людей и животных, в т.ч. верблюдов. Вероятно, данные П. запечатлели боевые подвиги и воинскую славу богатырей тюрк. племен. Своеобразная группа писаниц распространена в юж. районах около г. Кяхта.
Обычно рисунки наносились на отдельно стоящие камни. Методом точечных ударов или резными линиями устранялась блестящая корочка «пустынного загара» на камнях. В результате «свежий» рисунок четко выделялся на поверхности камня. Среди наиболее популярных сюжетов – солярные знаки, изображения козлов с загнутыми назад рогами, олени, круги в виде колеса, пересеченные 2 поперечными линиями, колесницы, изредка – человеческие фигурки (среди них имеется изображение шамана в рогатой шапке). Подобные рисунки по стилю и технике исполнения относятся к раннемонгольскому времени. Многие «писаные скалы» почитались бурятами и эвенками в 17–19 вв. О П. и связанных с ними легендах упоминали в 19 в. М.А.Кастрен и Д.П.Давыдов. О П. в районе с. Кондуй сообщал А.К.Кузнецов. Исследованием заб. П. в 20 в. занимались А.П.Окладников, М.М.Рижский, В. Д. Запорожская, А.И.Мазин, М.В. Константинов, Н. Н. Кочмар, В. А. Цыбиктаров и др. В 20 в. немало П. уничтожено, т.к. скалы взрывали с целью использования камня в стр-ве. В их числе ряд П. на Титовской сопке и др.
Верстка сайта Vesna