ОЛЕННЫЕ КАМНИ, вид археол. памятника, каменные плиты или столбы с выбитыми изображениями оленей. Рядом с оленями встречаются также выполненные в той же технике изображения лошадей, оружия и символических знаков. О. к. распространены преимущественно в Центр. Азии. Связаны по расположению с погребальными сооружениями, такими как керексуры и плиточные могилы (см. Культура плиточных могил). Первые О. к. обнаружены в Зап. Заб. Так, М. М. Геденшром в 1830 у Гусиного оз. выявил оленный камень, к-рый был перевезен в Троицкосавский (Кяхтинский) музей; в 1850-х Д.П.Давыдов обнаружил Иволгинский оленный камень, доставленный затем в Иркутский музей. В пределах Заб. кр. начиная с кон. 19 в. обнаружена серия О. к.:
1) камень, найденный близ Кыринского караула (с. Кыра) на р. Онон. Связан с группой из 5 плиточных могил, расположен в 6,5 м к вост. от них. Представляет собой гранитный столб высотой свыше 2 м, на 2 сторонах к-рого выбиты изображения оленей с птичьими клювами; на этих же сторонах, а также на 2 др. отмечены неясные знаки. Открыт А.К.Кузнецовым, называвшим изображенных оленей «пигалицами»;
2) камень, найденный на р. Ингода, точное месторасположение не указано. Внесен А. К. Кузнецовым в составленный им музейный альбом. Представляет собой подпрямоугольную плиту, в верх. части к-рой выбита по контуру фигура оленя с птичьей головой, чуть обозначенным глазом и длинным приоткрытым клювом, над головой возвышается рог с 2 ответвлениями; шея и туловище вытянутые, обозначен угловатый горб, намечена верх. часть ног. Опубликован Ю.С.Гришиным;
3) камень, найденный В. В. Поповым к сев.-вост. от ст. Могойтуй в группе из 8 плиточных могил. В конструкции одной из могил отмечены 2 плиты с изображением оленей. Сведения опубликованы Ю. С. Гришиным, а также упомянуты Н.Н.Диковым;
4) камень, найденный в окрестностях с. Чиндалей Дульдургинского р-на. Входил в конструкцию плиточного погребения. На широкой плоскости выбиты 3 оленя с ветвистыми рогами, клювовидными окончаниями голов и волнистыми линиями внутри продолговатых крупов. Перемещен И.В.Асеевым в Музей под открытым небом ИАЭТ СО РАН (г. Новосибирск, Академгородок);
5) камень, найденный в пади Хусотуй близ с. Судунтуй Агинск. р-на. Входит в конструкцию крупной плиточной могилы. Представляет собой гранитную плиту высотой 1,42 м и шириной в основании 1,1 м. Выбито схематичное изображение животного с длинной головой, украшенной рогом в виде вертикального стержня, дополненного линией в форме полумесяца; туловище животного узкое и изогнутое. Ниже расположен рисунок из сложно пересеченных линий;
6) сразу 5 О. к. в конструкции одного из погребений большого плиточного могильника, расположенного в пади Ульба, пункт 2, близ с. Судунтуй (неподалеку от пади Хусотуй). Один из камней разбит молнией, на обломках уцелели 2 фигуры оленей, расположенных одна над др. У животных длинные узкие туловища со слегка вогнутыми спинами. На 2-м камне – 2 фигуры оленей с ветвистыми рогами; на 3-м – 5 фигур животных, но полностью сохранилась только 1, передающая изображения оленя с тоненьким стерженьком на голове; на 4-м – 2 частично сохранившиеся фигуры оленей, а также 2 параллельные полосы, кинжал с зооморфным навершием, человек с кинжалом, антропоморфная фигура и др.; на 5-м – 4 фигуры оленей, 2 сохранились полностью, одна из них с изогнутым рожком; в середине группы животных – фигура человека.
Иногда в категорию О. к. включают каменные столбы – коновязи (бур. сэргэ). В этом случае создается впечатление о том, что О. к. весьма многочисленны. Следует считать, что сэргэ – особый вид памятника, иной по предназначению и смыслу, чем О. к. Кроме того, к О. к. нередко относят камни с разными изображениями, но без оленей, что требует определенных оговорок, поскольку иначе представление об основном типе памятника оказывается размытым.
Семантика О. к. многозначна. Сами по себе вертикально установленные камни могут передавать фигуру человека (т.е. являться антропоморфными) и посвящаться умершему и погребенному под их сенью. Изображение кинжалов подчеркивает, что в данном случае идет речь о воине. Можно считать, что в О. к. отчетливо проявляется культ предков. Изображения колец исследователи определяют как солярные, т.е. солнечные, изображения. В кит. мифологии круг изображает небо; солнце и небо дополняют друг друга. Фигуры лошадей выглядят на О. к. органично, поскольку соответствуют характеру жизни кочевников.
Наиболее сложным для интерпретации являются изображения оленей. Возникает вопрос, почему степняки-кочевники отдавали предпочтение образу оленя, а не др., более типичным для степей животным. Ответ может содержаться в мифе об «олене – золотые рога», известном у многих сиб. народов. Однако смысл этого мифа заключается не только в том, что у быстрого, как бы летящего над землей оленя блестящие, отливающие золотым солнцем рога, но и в том, что рога у этого зверя необыкновенные по своей природ. биол. силе. Это в наибольшей мере присуще молодым рогам, известным под назв. панты. Употребление их частиц или выполненных на их основе настоек полезно для поддержания и укрепления здоровья, особенно мужского. При таких оценках изображения оленей должны отражать заботу о продолжении рода и представления о вечной жизни. К этому можно добавить, что некоторые О. к. по их форме могут быть интерпретированы как фаллические символы.
Возраст О. к. определяется в пределах от кон. 2 до кон. 1 тыс. до н. э., поздним бронзовым – ранним железным веками.
Верстка сайта Vesna