РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ, вид предпринимательской деятельности, связанной с продажей товаров и оказанием услуг покупателям для личного, семейного, домашнего пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью по договору розничной купли-продажи, а также реализация с.-х. продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хоз-ва. Для управления Р. т. в 1937 образован отд. торговли исполкома обл. Совета депутатов трудящихся, в 1955 реорганизован в Управление торговли облисполкома. Созданы Чит., Петровск-Забайкальское, Нерчинское, Балейское, Сретенское отд. В 1940 число предприятий Р. т. составляло 2548, в 1960 – 3017, в 1990 – 3851. В сравнении с 1940 товарооборот в 1960 увеличился в 1,9 раза, в 1970 – в 3,1 раза, в 1980 – в 5 раз, составив 155,0; 395,7 и 1101,4 млн руб. соответственно. В 1990 объем товарооборота возрос в 7,2 раза (1946,0 млн руб.). Развитие рыночных отношений внесло существенные коррективы в структуру форм проявления Р. т. Объемы продажи товаров через официальную торговую сеть уменьшались, появились др. каналы реализации товаров. Оборот Р. т. в 1999 на 28,6 % формировался за счет продажи товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках. Доля оборота негосударственного сектора экономики в общем объеме розничного товарооборота в 1999 составила 92,9 %. В 2000 впервые за годы рыночных реформ достигнут прирост оборота Р. т. к уровню 1999. В 2001–04 отмечался ежегодный прирост физического объема показателя (в ср. 20 %). В 2004 оборот Р. т. составил 31 849,1 млн руб., в т.ч. в расчете на душу населения 29,9 тыс. руб., темп роста продажи непродовольственных товаров опережал темп роста продовольствия. Ок. 14–15 % оборота Р. т. в 2000–02 обеспечивали малые предприятия, 35–42 % – индивидуальные предприниматели, реализующие товары вне рынка; в 2004 – 8 и 58 % соответственно. Усиливается позиция организованного рынка – в 2004 его доля в обороте Р. т. составила 80,2 %. Происходит улучшение качественного состава объектов торговли: открыты супермаркеты «Привоз», «Караван», «Магнит» и др. Стабильно функционируют торговые сети «Славянский-Электроника», «Любомир», аптеки «Авиценна», «36,6°» и т.д. В дальнейшем предполагается создание целостной системы торгового обслуживания населения, обеспечивающей тер. и ценовую доступность потребительских товаров для всех социальных групп населения.
Категории:
|
Лит.: Чит. обл. за 60 лет: Статистический ежегодник. – Чита, 1997; Экономика и социальная сфера Чит. обл. в 2000–2004: Экон. обзор. – Чита, 2005. |
Иллюстрации:
|
||||||||||||
|
Верстка сайта Vesna