Категории:
Машиностроение и металлообработка

МАШИНОСТРОЕНИЕ И МЕТАЛЛООБРАБОТКА, комплекс отраслей пром-ти, изготавливающих орудия труда нар. хоз-ва, транспортные средства, предметы потребления и оборонную продукцию. В развитии М. можно выделить несколько этапов. Первый, дореволюционный, для к-рого характерна узкая номенклатура выпускаемой продукции, большой удельный вес ремонтных производств. Предприятия: Петровский железоделательный з-д (паровые машины) (см. Петровск-Забайкальский металлургический завод), Сретенский з-д по стр-ву барж и пароходов для Амурской флотилии; Читинские главные железнодорожные мастерские. Второй, послереволюционный (1925–40) – экстенсивное развитие отрасли посредством создания новых предприятий: Сретенский судостроительный завод; 35 ремонтных производств на пром. предприятиях, паровозных депо на ст. Карымская, Чернышевск, Зилово, Могоча, Авиаремонтная база в Чите. Третий этап (1941–70) – экстенсивное наращивание производственных мощностей. Созданы: Петровск-Забайкальский металлургический з-д, Чит. электромеханический з-д, Тарбагатайский моторный з-д; Дарасунский, Тарбагатайский, Кенонский ремонтно-механический з-ды, Черновские центральные ремонтно-механические мастерские в Чите. В последующем часть из них преобразована в: Дарасунский завод горного оборудования, Читинский машиностроительный завод, Читинский станкостроительный завод, Тарбагатайский завод деревообрабатывающих станков. В 1950-х число машиностроительных предприятий Чит. обл. пополнили: Карымский электромеханический з-д, з-д подъемно-транспортного оборудования в пос. Оловянная, Читинский автосборочный з-д (см. «КамАЗ-Даурия»), Нерчинский электромеханический з-д; Авторемонтный з-д (Чита), Балейские центр. ремонтно-механические з-ды, Могойтуйский мотороремонтный з-д. Четвертый этап (1971–90) – качественные преобразования машиностроительного пр-ва, экстенсивные методы себя исчерпали. Направление на повышение качества выпускаемой продукции дало результаты: продукция стала конкурентоспособной как на внутреннем, так и на внешнем рынке (поставлялась более чем в 40 стран мира). Пятый этап (1991–99) – резкое снижение объемов пр-ва. Выпуск в 1994 по отношению к 1990 составил: металлорежущие станки – 22 %; лесопильные рамы – 10 %; породопогрузочные машины – 4 %; компрессоры – 20 %; краны мостовые электрические – 9 %. Для данного этапа характерно преобладание тяжелого машиностроения с преимущественным развитием ремонтных пр-в в металлообработке, ориентация на региональные особенности потребления. В машиностроительный комплекс входит 422 предприятия, 94,4 % объема продукции производят крупные и ср. предприятия: 103-й Бронетанковый ремонтный з-д, Дарасунский з-д горного оборудования, Забайкальский з-д подъемно-транспортного оборудования, Сретенский судостроительный з-д, Тарбагатайский з-д деревообрабатывающих станков, Черновские центр. электромеханические мастерские, Чит. машиностроительный з-д, Чит. станкостроительный з-д, Читинский тепловозоремонтный завод, Читинский з-д торгового оборудования, Чит. 810-й Авиационный ремонтный з-д, Краснокаменский ремонтно-механический з-д ОАО «Приаргунское производственное горно-химическое объединение». Шестой этап начиная с 2000 характеризуется постепенной адаптацией предприятий к рыночным условиям, стабилизацией и ростом объемов пр-ва к предыдущему году. Индексы машиностроительного пр-ва в % к предыдущему году: 1996 – 76,3; 1997 – 88,1; 1998 – 74,8; 1999 – 103,9; 2000 – 106,8; 2001 – 108,5; 2002 – 118,1; 2003 – 116,8; 2004 – 114,9.

Лит.: Основные показатели работы пром-ти области в 1980–89 гг: Статистический сб. – Чита, 1990; Чит. обл. в цифрах: Статистический ежегодник. – Чита, 2000; Чит. обл. в цифрах: Статистический ежегодник. – Чита, 2005.

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края