БАЙКАЛО-АМУРСКОЙ МАГИСТРАЛИ ЧИТИНСКИЙ УЧАСТОК. Расположен в сев. части Чит. обл. Общая протяженность от моста через р. Витим на зап. до границы с Амурской и Якутской обл. (ст. Хани) на вост. 330 км. На участке построено 6 ст.: Куанда, Сюльбан, Леприндо, Чара, Икабья, Хани. В 1998–2000 проложена ветка Чара – Чина протяженностью 64 км для разработки Чинейского м-ния. Чит. участок по природно-климатическим и инженерно-геол. условиям самый сложный на трассе от р. Лены до Сов. Гавани. Здесь находится самая высокая точка БАМа – разъезд Мурурин и самая высокая точка Чит. обл. — пик БАМ (3073 м над ур. м.). Первые изыскания начались в 1932 после принятия Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) о стр-ве БАМа. В 1936 Ин-ту «Мосгипротранс» поручено изучение вариантов трассы по Олекме, Калару и Витиму. Организована экспедиция «Усть-Кут – Тында» под руководством Э. А. Нормана. В 1937 создан Ин-т «БАМстройпроект». В 1961 проектно-изыскательскими ин-тами «Ленгипротранс» и «Сибгипротранс» обосновано стр-во БАМа по трассе Усть-Кут – Нижнеангарск – Таксимо – Чара – Хани с подъездной веткой к Удоканскому м-нию. В 1971 создано управление «БАМстройпуть» (нач. В. И. Мокровицкий, гл. инженер В. С. Белопол), впоследствии генеральный подрядчик Чит. участка на трассе Хани – Чара – Витим, завершивший стр-во всей магистрали укладкой «золотого» звена. В 1974 принято Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о стр-ве БАМа и в составе Минтрансстроя СССР создано специальное гл. управление «ГлавБАМстрой», к-рое возглавил зам. министра транспортного стр-ва К. В. Мохортов. В янв. 1975 организованы СМП № 576, 577, 578 управления «БАМстройпуть», десанты к-рых первыми начали осваивать Чит. участок. В июне 1977 утвержден технический проект трассы Чит. участка БАМа. В февр. 1978 1-й десант управления «БАМстройпуть» (отряд им. Е. И. Буровой из СМП-577), доставленный авторейсом по зимнику через Могочу, высадился на сев. Чит. обл. В марте прибыл 2-й десант (отряд И. И. Лыкова из управления механизации), к-рый в янв. 1979 начал прокладывать автозимник Чара – Хани, в февр. по нему впервые прошли автомашины сквозным маршрутом Тында – Хани – Чара. В этом же месяце начато стр-во 1-х жилых зданий в пос. Новая Чара (отряд им. Е. И. Буровой из СМП-577, командир А. Щукин). В янв. 1981 на зап. границу участка и в Куанду прибыли 1-е десанты треста «ЗапБАМстроймеханизация» и управления «БАМстройпуть». Начались работы на участке Витим – Куанда. В февр. 1981 началось стр-во мостов на притрассовой автодороге на рр. Икабьекан, Икабья, Кемен и Чара. В апр. 1981 введена радиорелейная линия БАМа, что позволило принимать телепередачи на всем Чит. участке БАМа и в селах Каларского р-на, улучшить качество радиовещания и радиотелефонной связи. В мае 1981 завершено стр-во мостов на притрассовой дороге Хани – Чара – Кодар через рр. Олондо, Икабьекан, Икабья, Кемен и Чара. В июне 1981 началось стр-во постоянного объекта Чит. участка – котельная в пос. Хани. В авг. – дек. 1981 приняты 1-е десанты из союзных республик (в Икабью – ГрузБАМстрой, в Новую Чару – КазахБАМстрой). В нояб. МК 158 треста «БАМстроймеханизация» и СУ-91 треста «БАМвзрывпром» начали работы по подготовке предпортальной выемки на вост. портале Кодарского тоннеля. В апр. 1982 с вост. проложены рельсы до ст. Хани, бригадой монтеров пути И.Н.Варшавского уложено 1-е «серебряное» звено; с зап. вступил в строй 1-й совмещенный (автодорожный и ж.-д. для временной эксплуатации) мост на р. Витим; открыто сквозное движение по притрассовой автодороге Хани – Чара – Витим и по всему БАМу. В сент. на вост. портале Кодарского тоннеля (бригада Г. В. Кузнецова), а в февр. 1983 на зап. направлении начаты горно-проходческие работы (бригада В. И. Безридного). В апр. 1983 бригада Г. В. Баринова из МК-104 треста «Востокэлектросетьстрой» подала напряжение от Усть-Илимской ГЭС по ЛЭП-220 в пос. Куанда. В мае 1983 открыто движение поездов на 56-километровой линии Хани – Мурурин, в авг. рельсы бол. БАМа через Удоканский перевал проложены до разъезда Икабьекан. В сент. бригада И. Н. Варшавского окончила укладку пути 1-й трети линии Хани – Чара – Витим и 1-й рабочий поезд пришел в Икабью – 2-ю ст. Чит. участка. С 1983 управление «БАМстройпуть» возглавил Е.И.Иващенко. В нояб. 1983 открыто движение поездов по всей 630-километровой линии Тында – Чара. 29.9.1984 в 10 ч 10 мин по московскому времени на разъезде Балбухта (877 км трассы) встретились путеукладчики бригад И. Н. Варшавского и А.В.Бондаря, произошла черновая (техническая) стыковка БАМа. 1.10.1984 на ст. Куанда на праздничном митинге уложено символическое «золотое» звено, открыт монумент Трудовой Славы строителей БАМа. Орденами Трудового Красного Знамени награждены управление стр-ва «БАМстройпуть» – генподрядчик на Чит. участке БАМа, тресты «ЗапБАМстроймеханизация» и «Мостострой-10» – основные субподрядчики на Чит. участке. Указом Президиума ВС СССР от 25.10.1984 звание Героя Соц. Труда присвоено группе рабочих и руководителей стройки, в т.ч. строителям Чит. участка БАМа: В.С.Белополу, А. В. Бондарю, Ю. Ю. Бочарову, В. М. Будному, И. Н. Варшавскому, Н. А. Еременко, В. П. Степанищеву, В. Г. Хромову. 27.10.1984 открыто рабочее движение поездов на всем гл. пути БАМа. 1.11.1989 дорога принята в постоянную эксплуатацию как самостоятельная Байкало-Амурская ж.д. с управлением в Тынде. В 1996 Байкало-Амурская ж.д. разделена между Вост.-Сиб. и Дальневосточной ж.д., Чит. участок БАМа вошел в состав Вост.-Сиб. ж.д. На трассе уложено 360 км гл. и станционных путей, переработано ок. 60 млн м3 грунта. На 1 км пути 180 тыс. м3, что больше, чем на Транссибирской магистрали, в 12,8 раза. На Чит. участке построено 380 больших и малых мостов, в т.ч. 6 длиной более 100 м, уложено 345 водопропускных труб. На каждый км трассы пришлось по 2 искусственных сооружения.
Категории:
|
Лит.: Журавлев В. Сказание о БАМе. – М., 1976; Пашин С. А. БАМ – проблемы, перспективы. – М., 1976; Шленский В. БАМ – стройка века. – М., 1983; БАМ / Под ред. И. Орджоникидзе. – М., 1984; Фадеев Л. П. Золотое звено. – Иркутск, 1984; Ведмидь А. П. Хроника строительства // Заб. рабочий. – 1991. – 11 нояб.; Байкало-Амурская магистраль – вехи строительства // Ж.-д. транспорт. – 2002. – № 4. |
Иллюстрации:
|
||||||||||||
|
Верстка сайта Vesna