ОХОТНИЧИЙ ПРОМЫСЕЛ, добыча диких зверей и птиц; наиболее древняя отрасль производственной деятельности населения Заб., основа уклада жизни коренных этносов.
Одним из важнейших объектов О. п. был соболь. Из др. пушных зверей добывались белка, колонок, горностай, в лесостепных и степных районах — лисица, корсак, тарбаган (монгольский сурок). Соболя добывали кулемами (деревянными самоловами), денгурами (луками-самострелами) и волосяными петлями. Рус. промышленники привезли с собой не только огнестрельное оружие, но и новые способы лова соболей — обметами (сетями), ловушками, а позднее капканами. Интенсивный промысел сказался на численности соболя. Если раньше один промышленник добывал за сезон 200—300 соболей, то к кон. XVII в. в 10—15 раз меньше. Введение в нач. XVIII в. гос. монополии на заготовку и торговлю соболиными мехами не спасло соболя. Численность его катастрофически сокращалась, в нач. XX в. он сохранился единично в отдельных труднодоступных местах в верховьях рр. Чикой и Ингода. В сер. XIX в. по Чикою добывали до 2 тыс. соболей за сезон, к кон. столетия — ок. 500, а в 1910 добыт всего один соболь. В 1935 в СССР введен полный запрет на его добычу. В качестве экстренных мер по восстановлению популяции соболя практиковалось его искусственное расселение. Первый выпуск соболей на тер. Чит. обл. проведен в 1950 в верховьях р. Нерча. Под Береинским гольцом было выпущено 58 соболей, а всего за 14 лет на сев. Заб. — 17 партий общей численностью 1489 зверьков. В нач. 1960-х численность соболя восстановилась до уровня XVII в. В нач. 1970-х по инициативе заб. охотоведов осуществлен выпуск соболя в Усть-Карском р-не, где впоследствии сформировался новый соболиный очаг.
Объектами О. п. являются также копытные — лось, изюбрь, косуля, кабан, кабарга, дикий сев. олень, дзерен, численность к-рых на тер. Заб. долгое время оставалась значительной. Особую роль играл промысел косули. По сведениям А.А.Черкасова, дикие козы держались в таком огромном кол-ве, что заменяли местным жителям овец. Охота на косуль велась круглый год. Зимой они во множестве добывались облавами (загонами), весной на увалах во время отела — на «пикульку» (манок из бересты), летом — на солонцах и осенью — во время гона. Устраивались «ловчие дворы» и всевозможные самоловы. Кроме вкусного и питательного мяса от косуль получали шкуры, из к-рых шили шубы, обувь и шапки. Из летних шкур изготавливали брюки, куртки, шили наволочки для подушек и рукавицы. Из рогов делали черенки для ножей и кухонную утварь. По данным А. Львова, в 1-й пол. XIX в. в Заб. добывалось до 60 тыс. косуль в год (местами по 150 шт. на ружье). По оценке ученых, в то время за Байкалом обитало до 500 тыс. особей.
Др. важный объект промысла — изюбрь. Местные жители знали о большой лекарственной ценности пантов — молодых рогов этого оленя. Продавали их в Китай. У добытых изюбрей брали также хвосты, жилы, пенисы и «выпоротки» (зародыши). Из шкур шили одежду и обувь. Добывали круглый год: весной на увалах и солонцах, в гон — «на трубу», зимой с собаками на отстоях и загонами на лошадях. Резкое снижение запасов изюбря в нач. XVIII в. и значительный рост цен на панты привели к зарождению в Заб. изюбреводства.
Оснащенность охотников орудиями О. п. была довольно высокой уже в нач. XX в. По сообщению Н.В.Кирилова, в Заб. имелось до 25 тыс. ружей, а ежегодный расход пороха составлял более 720 пудов (11,52 т); О. п., по его сведениям, занимались 650 эвенков (21,7 % кочевого населения), 1000 казаков (5,6 % общего числа), 1400 бурят (1,4 % всего населения) и 1800 тунгусов (5,1 % населения, постоянно занимающегося охотой).
После 1917 развитие О. п. пошло по пути кооперации и создания промысловых артелей. Промысел превратился в охотничье хоз-во. Оно наиболее интенсивно развивалось в 1960—70-е. Действовала сеть кооперативных (КЗПХ) и гос. (ГПХ) промысловых хоз-в, представлявших собой самостоятельные хозрасчетные единицы, имеющие закрепленные на долгосрочной основе охотугодья, материально-техн. базу и штат охотников-промысловиков. Основная задача таких хоз-в — комплексное освоение таежных ресурсов (пушнины, мяса диких животных, дикорастущих грибов, ягод, орехов и лекарственно-техн. сырья). Первое в Чит. обл. КЗПХ организовано в Красночикойском р-не в 1958. В последующие годы КЗПХ созданы в Улетовском, Петровск-Забайкальском и Могочинском р-нах. В 1964 на тер. Кыринского и Хилокского р-нов начали работать два первых ГПХ. В 1966 на тер. Сретенского р-на — Усть-Карский, а в 1968 в Красночикойском и Тунгокоченском р-нах — Мензенский и Витимский ГПХ. В это же время в Чит. обл. сформированы первые органы управления охотничьим хоз-вом. Общий контроль за его ведением возложен на управление охотничье-промыслового хоз-ва при Чит. облисполкоме. В облрайпотребсоюзе создан «Трест коопзверпромхозов», а в Чит. обл. управлении сельского хоз-ва — отд. Сев., к-рый курировал работу промысловых колхозов в сев. районах области. Проведено обустройство таежных угодий, охотустроительные работы, построены сотни зимовий и промысловых баз, улучшилось снабжение охотников оружием, транспортом, боеприпасами и снаряжением. Повышение закупочных цен на пушнину и мясодичную продукцию способствовало резкому увеличению их заготовок. Всего в это время в области действовали 6 ГПХ, 5 КЗПХ и 1 производственный участок в с. Неляты, 36 заготовительных контор управления заготовок облпотребсоюза и 14 эвенкийских промысловых колхозов в сев. районах, к-рые впоследствии реорганизованы в совхозы. Начиная с 1970 область ежегодно поставляла на экспорт 500—600 косуль, 15—17 т мяса изюбря, 100—110 тыс. рябчиков и куропаток, а также панты, кабарговую «струю» и др. лекарственное сырье. Кроме того, по линии Организации охотников и рыболовов Читинской области и Военно-охотничьего общества ЗабВО созданы ок. 30 спортивных хоз-в, охотники к-рых принимали участие в заготовках пушнины и др. охотпродукции. С целью охраны и воспроизводства охотничьих ресурсов проводилась целенаправленная работа по истреблению волков и др. хищников, создана сеть видовых и республиканских заказников и 2 гос. заповедника. Регулярно осуществлялись учетные работы с применением авиации для достоверной оценки запасов диких животных. В кон. XX в., по данным авиаучетов, в Вост. Заб. обитало свыше 50 тыс. косуль, 10—12 тыс. лосей, 20—25 тыс. изюбрей, 8—10 тыс. диких сев. оленей, 8—10 тыс. кабанов и др. диких животных. В Чит. обл. заготавливались ок. 8 тыс. соболей, 150—200 тыс. белок (в урожайные годы), а также колонок, заяц-беляк, ондатра, лисица и др. пушнина на общую сумму ок. 1,5 млн р. (в ценах соответствующего периода).
За заслуги в О. п. ряд охотников-промысловиков отмечен гос. наградами. Среди них охотник-эвенк из колх. им. С. М. Кирова Каларского р-на (с. Ср. Калар) И. П. Кириллов, награжденный в 1961 орденом Ленина, охотник коопзверопромхоза с. Бол. Речка Красночикойского р-на Н. Д. Нагаев, награжденный в 1971 орденом Трудового Красного Знамени. В связи с разрушением (с нач. 1990-х) охотничьего хоз-ва почти все ГПХ были ликвидированы и на их основе созданы АО. На нач. XXI в. в Чит. обл. действуют несколько заготовительных организаций, гл. из к-рых являются ГУП «Читапромохота» и МУП «Тунгирпушнина».
Верстка сайта Vesna