Категории:
Заговоры, заговорно-заклинательные тексты

ЗАГОВОРЫ, ЗАГОВОРНО-ЗАКЛИНАТЕЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ, жанр или группа жанров фольклора, исполнение к-рых, с точки зрения заговаривающего (человека, произносящего З.), магически воздействовало на окружающий мир: людей, животных, предметы, явления природы, сверхъестественные существа и т.п. По функциональному назначению и сфере применения З. делятся на лечебные, любовные, хоз., социальные, метеорологические, детские, похоронные, т.е. они могут использоваться человеком практически во всех жизненных ситуациях. З., З-з. т. являются одной из самых архаичных жанровых форм, но они до сих пор существуют у всех народов Заб. Первые записи рус. З. сделаны в сер. XIX в. Н. И.Кашиным (1860), врачом ЗКВ. В последующие десятилетия к этому жанру обращались П. А.Ровинский (1873), Н. В.Кириллов (1893), Г. М.Осокин (1906), П. М.Толмачев (1911, 1912), но более всего — К. Д.Логиновский (1899, 1903), коллекция к-рого, в значительной части своей изданная на рубеже XIX—XX вв., составляет более 200 текстов. В сов. годы и в конце 1990-х, когда в целом З. практически не изучались, в Заб. их собирали и отчасти публиковали А. М.Астахова, В.Воскобойников (1930), Ф. Ф.Болонев (1986, 1997). Сравнительный анализ с З. восточнославянского населения из так называемых «материнских» регионов, откуда шло переселение в Сиб. и за Байкал, показывает, что в сюжетном плане более чем третья часть рус. З. Заб. соотносится с белорусскими З. Доли остальных регионов — Юж., Центр. России, Рус. Сев., Украины — значительно меньше. Это связано с тем, что в XVIII в. из белорусских (а тогда польских) земель за Байкал переселены семейские, к-рые принесли с собой заговорную традицию. В Заб. сформировалась локальная традиция З. Появились некоторые сюжеты и сюжетные версии, неизвестные другим заговорным традициям вост. славян. Особенность заб. З. состоит в том, что у семейских, в связи с разрушением канонической обрядности, в некоторых селах (в частности, Укыр Красночикойского р-на Чит. обл.), они стали использоваться при проведении различных обрядов семейного цикла (крещении, освящении дома, поминок и др.), теряя при этом свои некоторые жанровые признаки. Бур. З-з. т. исследованы намного слабее, чем рус., хотя впервые они были опубликованы уже В. В.Радловым в 1866. З-з.т., бытующие у бурят, изучали Д.Банзаров (1891), М. Н.Хангалов (1903) и др., а в сов. годы — Т. М.Михайлов (1968), С. С.Бардаханова (1982). Особенность бур. заговорно-заклинательного фольклора состоит в том, что довольно сложно дифференцировать его различные жанровые разновидности. Наряду с собственно З-з. т. известны также проклятия, благопожелания, призывания духов, гимны и прочие, к-рые, как и З., имеют небольшую форму и основаны на вере в магию слова. Кроме того, З-з. т. являются составной частью обширных текстов шаманских камланий. В целом же можно говорить о том, что по сравнению с рус. З., бур. представляют собой стадиально более раннюю форму, а с функциональной точки зрения наиболее распространены те, к-рые произносились перед охотой и рыбной ловлей; перед поездкой в город на базар или в дальний улус; при вселении в новый дом; во время свадебных и других бытовых церемоний; при обряде возвращения в тело ушедшей души; при изгнании нечистых сил из дома или юрты; при освящении коня или быка. Эвенк. З-з. т., к-рые в стадиальном отношении близки к бур., почти не исследованы. У заб. эвенков бытуют промысловые З-з. т. (охотничьи, рыболовные), метеорологические (от дождя, ветра), лечебные (от ожога), обращения к огню, к Буга (верховному божеству), обереги и др. В традициях использования заговорно-заклинательного фольклора у народов Заб. есть характерная особенность. Видимо уже с первых лет проживания здесь рус. стали обращаться к бур. и эвенк. шаманам с просьбами о помощи в болезнях и бедах. Еще у протопопа Аввакума в «Житии» описано камлание хоринского шамана, проведенное по просьбе А. Ф.Пашкова по поводу похода в «Мунгальское» царство небольшого отряда во гл. с сыном атамана. Эта традиция существует и в наши дни, известны случаи, когда буряты и эвенки обращаются к рус. знахарям. При этом, видимо, было и заимствование З-з.т., но этот процесс не приобрел массового характера.

Лит.: Кашин Н. И. Домашние средства, употребляемые жителями при-Аргунского края при лечении болезней и народные врачи при-Аргунцев // Вест. РГО. — 1860. — № 30; Банзаров Д. Черная вера, или шаманство у монголов. — СПб., 1891; Логиновский К. Д. Свадебные песни и обычаи казаков Вост. Заб. // Зап. Приамурск. отд. РГО. — 1899. — Т. 5. — Вып. 2; Логиновский К. Д. Материалы к этнографии Заб. казаков // Зап. о-ва изучения Амурск. края Владивосток. отд. Приамурск. отд. РГО. — 1903. — Т. 9. — Вып. 1; Хангалов М. Н. Балаганский сборник. — Томск, 1903; Михайлов Т. М. Опыт классификации шаманского фольклора бурят. — М., 1968; Болонев Ф. Ф. О народной медицине и заговорах рус. населения Заб. // Генезис и эволюция этнических культур Сиб. — Новосибирск, 1986; Рус. календарно-обрядовый фольклор Сиб. и Д. Вост. / Ф. Ф. Болонев, М. Н. Мельников, Н. В. Леонова. — Новосибирск, 1997; Кляус В. Л. Экспедиция к эвенкам Заб. // Живая старина. — 1997. — № 4; Он же. Сюжетика заговорных текстов славян в сравнительном изучении. — М., 2000.

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края