БЫЛИНЫ, эпические песни-поэмы о событиях раннего средневековья. В 1897 Н. Мендельсон опубликовал найденную в бумагах покойного нерчинского краеведа М. А. Зензинова статью «Б. о Ставре». Чуть позже три текста — «Скимон-зверь», «Тихий Днепр и Настасья-королевична», «Добрыня и Алеша отпрашиваются ехать искать Илью Муромца» — опубликованы в «Сборнике песен ЗКВ» (Чита, 1916). В 1936 А. В. Гуревич от П. Е. Кибирева, 46-летнего жителя с. Долгокыча Борзинского р-на Чит. обл., записал Б. «Про могущественного богатыря Илью Муромца», состоящую из полутора тыс. строк и объединяющую 10 сюжетов: «Исцеление Ильи»; «Илья и Соловей-разбойник»; «Три поездки Ильи»; «Илья и Святогор»; «Илья и Идолище»; «Тяга земная»; «Ссора Ильи с Владимиром»; «Илья и Калин-царь»; «Застава богатырская, или Бой Ильи с нахвальщиной»; «Камское (Мамаево) побоище, или Отчего на Руси богатыри перевелись». Некоторые современные фольклористы относятся к этой записи как к сомнительной. В 1971 В. И. Зоркиным в г. Гусиноозерске от Е. Герасимовой записана Б. «Илья Муромец», текст к-рой интересен лишь в качестве одного из примеров, показывающих процесс разрушения архаического жанра. Помимо прямых данных, сохранились и разные косвенные сведения о существовании эпической традиции в Заб., из к-рых наибольший интерес представляют сказки на былинные сюжеты (преимущественно об Илье Муромце). Таким образом, немногие и лучшие записи Б. в Вост. Заб. сделаны в кон. XIX — нач. XX в. Дошедшие до нас тексты Б. достаточно архаичны, обладают некоторыми региональными особенностями и в целом принадлежат к традиционному рус. эпосу. По своим наиболее характерным чертам они близки к севернорус., а из сиб. — ближе всего к алтайским записям.
Категории:
|
Лит.: Левашов В. С. Былина в Заб. — Иркутск, 1980; Он же. Региональные особенности рус. фольклора Заб. — Чита, 1998. — Кн. 3; Мендельсон Н. К истории собирания рус. былин // Этнографическое обозр. — 1897. — № 4; Фольклор Вост. Сиб. / Сост. А. Гуревич. — Иркутск, 1938. |
Иллюстрации:
|
||||||||||||
|
Верстка сайта Vesna