Категории:
Евреи

ЕВРЕИ В ЗАБАЙКАЛЬЕ. Первые евр. поселенцы были из числа купцов, крестьян и вышедших на поселение каторжников. Сведения о Е. в Заб. встречаются в мемуарах декабристов. После объявления Читы в 1851 областным, льготным для поселения городом приток евр. поселенцев сюда значительно вырос. В 1861 в Заб. окр. проживало 1236 Е., из них 368 — в Чите. По данным переписи населения 1897, в окр. насчитывалось уже 2000 Е., из них 1200 — в Чите, здесь они составляли 10,5 %, в Нерчинске — 7,5 %, Баргузине — 32,9 %, Верхнеудинске — 11,2% всех жителей. Прибывали гл. обр. из Прибайкалья, а также из так называемой «черты оседлости» в зап. губ. Рос. империи. Отсутствие антисемитизма, либеральные законы и льготы в торговой деятельности в крае выгодно контрастировали с жизнью в европейской части России, ограниченной «чертой оседлости» (ликвидированной после Февр. революции 1917). В Заб., известном своей веротерпимостью, никогда не было евр. погромов (в отличие от др. сиб. регионов). Основная часть проживающих в Чите Е. занималась ремесленным пр-вом и розничной торговлей. В 1851—73 евр. поселенцы, записавшиеся в купеческие гильдии или мещанское сословие, заняли прочные позиции в экон. жизни Читы. Созданная в 1908 евр. торговая община выдвинула из своих рядов таких незаурядных предпринимателей, как Китаевичи, Самсоновичи, Новомейские, Клейманы, Зазовские, Шлезингеры, Помусы, Израилевы, Андоверовы, Либерманы, Рифы, Я. Д.Фризер, И. М.Ицкович и др. Многие из них активно занимались меценатством, входили в органы местного самоуправления, благоустраивали города и села. На их средства в Чите в 1880 была построена синагога, ставшая общественным и религиозным центром общины. В 1908 возвели новую, каменную. В период Сов. вл. большинство Е. не сменило своего местожительства. С нач. XX в. до 1930-х евр. общиной руководил Я. Е.Гоберник. В это время в синагоге действовали евр. уч-ще, сионистская организация, курсы древнееврейского яз., евр. молодежные организации «Кодима», «Гешахар», спортивная секция «Маккаби», издавалась газета «Вестник сиб. евреев». В 1920 в здании евр. уч-ща был открыт пролетарский клуб им. Борохова, помещение старой синагоги в 1922 использовалось под артиллерийский склад. Деятельность общины продолжалась до 1930 и возобновилась только в 1999 по инициативе С. И.Вайстуха, М. В.Бурда, ставшего ее рук., П. И.Пинскера. На 2003 в ней насчитывается более 200 чел. Ведется работа по сохранению традиций и обычаев евр. народа. Действуют клубы молодежи, пожилых людей, курсы по изучению иврита (ульпан). Проводятся традиционные праздники: Рош-ашана, Ханука, Пурим, Песах. Оказывается ежемесячная помощь инвалидам и пожилым людям продуктовыми наборами, лекарствами, организуется бесплатное посещение ими парикмахерской.

Лит.: Первая всеобщая перепись населения Рос. империи 1897. Заб. обл. — СПб., 1904. — Т. 74; Попов А. И. Город Чита. — Чита, 1907; Гессен Ю. История евр. народа в России. — СПб., 1916; Дубнов С. М. Евреи в царствование Николая II (1894—1914). — Пб., 1922; Декабристы в Сиб.: Своей судьбой гордимся мы. — Иркутск, 1977; Еврейская энцикл. — М., 1991. — Т. 15; Кропоткин П. А. Дневники разных лет. — М., 1992; Калымина Л. В., Курас Л. В. Евр. община в Зап. Заб. (1860-е — февр. 1917). — Улан-Удэ, 1999; Лобанов В. Г. Старая Чита. — Чита, 2001; Немеров В. Ф., Швец Е. Г. Честное слово купеческое // Чита. Город во времени. — Чита, 2001.

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края